Алхимический священный брак. Стадии цикла.


Основой символической семьи,  в отличие от семьи нуклеарной,  является алхимический священный брак - Hieros Gamos. 

Алхимики были средневековыми духовными практиками,  руководствовавшимися философией, научным экспериментом и служением Богу. Сама по себе материя представлялась алхимикам безжизненной и пассивной,  а проникновение в нее Души и преображение Духом – главным событием на Земле.  Философский камень как символ интеграции высшего и низшего, мужского и женского,  человеческого и божественного,  был заветной целью алхимического духовного производства с нуминозным названием – Hieros Gamos (священный брак). Алхимик в своих исканиях и символических действиях являлся прямым посредником между Богом и человеком.

Для алхимика главное, что нуждается в освобождении,  это не человек,  а божество, которое затерялось в материи…
К.Юнг

Алхимические рукописи впервые после долгого забвения реанимировал К.Юнг,  обратив внимание,  насколько алхимический дискурс близок к описанию бессознательных феноменов и закономерностей. К.Юнг воссоздал по аналогии с алхимическими превращениями свинца в золото, которые он рассматривал в качестве онтологических законов Бытия в непротяженном измерении, а отнюдь не как дешевый способ реальной добычи золота в профанном мире,  цикл
архетипических трансформаций противоположностей в человеческой психике. 

Подобные циклы проходят в процессе своего становления индивидуация отдельного человека, отношения любви, отношения между психотерапевтом и пациентом – все оживленные присутствием Души земные создания при условии обращенности их к Духу, к Трансцендентному.
Алхимическая трансформация символизирует возможность воссоединения с Богом в базовой сакральной диаде, для чего необходимо умереть в материи и возродиться в Духе. Воскрешение живой Души,  заключенной в материи,  происходит благодаря любви,  возникающей между Мужчиной и Женщиной  (два антагонистических начала)  в присутствии Божественной энергии (третье связующее начало).  Для начала алхимического процесса необходим был и четвертый элемент –   реторта –  философское яйцо,  брачное ложе,  особый герметичный сосуд,  в котором происходили таинственные превращения.

В древних алхимических рукописях цикл трансформации обычно сопровождался рисунками,  на которых изображались Король и Королева,  участвующие в процессе в качестве основного символа объединения противоположностей. 

Существует 10  стадий алхимического цикла,  по которым следуют отношения любви в своем восхождении от безуспешных попыток слияния друг с другом к новой целостности каждого из них.

Любая стадия цикла символизирует одновременно как внутренние процессы архетипических трансформаций,  происходящих в психике отдельного человека,  так и те трансформации,  которые происходят между двумя любящими людьми, в архетипическом пространстве Dialogical Self, синхроннистично друг с другом. 

Первая стадия,  Фонтан Меркурия –  стадия начала начал,  алхимического зародыша.
Меркурий,  которому в греческой мифологии соответствует Гермес, являлся одним из важнейших элементов prima materia  алхимических трансформаций,  наряду с солью и серой.  Меркурий символизировал свинец,  белое стекло и женское начало, а сера – философское золото, шафран и мужское начало. Белое женское начало должно было соединиться с красным мужским началом под покровом черноты –  соли.  В теологическом смысле первая стадия алхимических трансформаций соответствует  воспроизводству первичной целостности, первичной диады «Бог–дитя», в психологическом смысле – диады «Мать – дитя». На этой стадии диада  восстанавливает первичную недифференцированную целостность и актуализирует диалогическую Самость.  Это происходит как попытка возвращения утраченной диады  (Бога и матери),  выражающаяся в стремлении к слиянию с Другим,  в переживании глубокой нужды в Другом,  безутешности горевания от утраты первичной целостности.  Это то первое состояние узнавания Другого как знакомого,  родного,  необходимого,  т.к.  в нем,  а значит и во мне,   есть то,  что необходимо нам обоим. 

Вторая стадия, Король и Королева – стадия слияния в отношениях, когда границы между партнерами как бы отсутствуют.  Это возрождение архаичной инцестуозной любви,  восхитительной сексуальной близости и двустороннего вторжения бессознательного. Мир теряет свою актуальную значимость и становится Другим, на которого проецируются архаичные ожидания обретения непрерывного блаженства,  безусловной любви и присутствия,  на которые способен только Бог.  Возможно,  поэтому боль и разочарование первой любви происходит с большей вероятностью,  чем обретение спутника на всю оставшуюся жизнь,  и прежде всего потому,  что Другой не способен любить,  как Бог,  и еще нужно время для того,  чтобы принять это и поблагодарить за ту любовь,  которую нам дарят Другие.  В это время возникает множество идиллических иллюзий,   но при этом происходит преодоление боли первичной утраты через обоюдную идентификацию с желаниями и образами партнеров при их взаимной поддержке друг друга. 

Третья стадия, Голая правда – стадия прозрения, крушения иллюзий о Другом, о себе и об отношениях,  время борьбы Теней.   Идеализированные образы партнеров вступают в противоречие с их теневыми образами,  которые неизбежно проявляют себя,  поскольку существуют. В этот период возможны расставания по нарциссическому типу: партнер оказался не тем, «за кого он себя выдавал», – после идеализации и обожествления следует обесценивание и разочарование, и после символического уничтожения Другого наступает новое ожидание того, кто окажется более подходящим.  Со следующим кандидатом на роль идеала происходит та же нарциссическая катастрофа.  Ловушка поиска идеала привлекательна надеждой на избранность, но реально она обрекает на одиночество.  Те же,  кому удается конструктивно пережить время взаимной ненависти, конфликтов и тупика в отношениях, что может произойти только при условии критичного самоанализа,  завершают этап доверительным признанием существования собственной Тени и принятием Тени партнера, что имеет фундаментальную ценность для Бытия-в-Мире. 

Четвертая стадия, Погружение в ванну – стадия сознательного союза Эго со всем тем, что ранее было в области проекций на Другого и/или в области интроекций на себя. Более точное и реалистичное представление партнеров о себе и Другом способствует на этом этапе отделению их друг от друга и формированию личных границ.  Это оказывает влияние на формирование идентичности каждого, но разрушает символическую связь Двоих, рождая амбивалентные чувства –  восторг от обретения собственной идентичности и печаль от утраты Другого и первичной целостности.   Обнадеживающий сознательный союз с отдельным Другим внутри Эго,  живость эротического влечения и надежда, что отношения смогут продолжаться, несмотря на сепарацию друг от друга, выходят в новое качество, прокладывая дорогу в будущее. Катастрофизация данной продуктивной отделенности Двоих друг от друга,  создание фантазий о  «смерти любви»   и стремление хотя бы одного партнера вернуться к первичному слиянию    могут несколько раз возвращать отношения к исходной позиции, что приводит к истощению чувств и реальной «смерти любви». 

Пятая стадия,  Любовное соитие –  стадия символического коитуса между Эросом и Логосом, Королем и Королевой, инстинктом и Духом, который становится возможен после того, как противоположности удалились друг от друга и смогли выдержать напряжение различий между собой.   На этой стадии рождается неокрепшая  «общая Душа»  любви –  принадлежащая обоим. 
Энергии разрушения,  поднимающиеся навстречу торжествующему коитусу из глубин бессознательного, –  Танатоса и mortido,  вызывают взрывы любви и ненависти, сопровождающиеся  «качанием»  от блаженства рождения  «общей Души»  к ее символическому погребению, что требует устойчивости и дальнейшего контейнирования и осознавания. Возникает еще одна угроза отношениям любви,  и они вновь могут прерваться,  не справившись с разрушительной силой Танатоса,  бесцеремонно врывающегося в царство Эроса,  и способного уничтожить «общую Душу» Двоих. Переживание потери в любви, способной к рождению «общей Души», скорее связано с переживанием потери этого третьего, существующего только благодаря обоим – кому-то одному общая Душа принадлежать не может… 

Шестая стадия, Саркофаг – стадия временной смерти отношений любви, когда брачное ложе становится разновидностью саркофага  (смертности греховного тела,  инстинкта),  время покидания «общей Душой»  земного измерения. Потеря связи с «общей Душой» Двоих влечет за собой переживания отчаянья от расставания с иллюзиями любви,   от утраты кажущегося взаимопонимания и рождения сомнений в существовании всего того, что было пережито вместе.
Эрос замирает,  чувства притупляются,  возникает монотонная тишина попыток хоть как-то разбудить прежнюю любовь.  Эту стадию способны пережить немногие пары,  но,  если им это удается,  то в будущем им уготована самая высокая награда –  обретение той возможной целостности союза Двоих,  которая еще впереди.  Расставаясь на этой стадии,  партнеры часто утрачивают веру в саму любовь, которую они представляли себе иначе и не смогли принять ее в противоречивом и трудно переносимом Бытии.

Седьмая стадия, Восхождение Души – стадия восхождения совместной Души (любви), как совместного ребенка,  рожденного в коитусе Эроса и Логоса,  на небеса,   и возвращения ее к трансцендентному Духу,  к той самой базовой сакральной диаде,  из которой все произошло. Любовь покидает Двоих и уходит к своему истоку, забирая с собой ощущение совместности Бытия. Страх безвозвратности отделения этого ребенка на этом этапе борется с сохранением надежды на сохранение связи и общности с ним. В это время требуется много терпения, толерантности и уважения к чувствам Другого, веры в продолжение и подлинность чувств. Как будто бы на небесах хотят убедиться, насколько ценным является божественный «продукт» для его производителей и испытывает их терпение до тех пор, пока не убедится окончательно. Согласитесь, очень непросто сохранять любовь, когда в отношениях «ничего не происходит», и, превозмогая боль от понимания того, что, возможно, все потеряно, все-таки совершать работу любви.  

Восьмая стадия,  Делание Мира –  основная стадия трансформации,  стадия  «выпадения божественной росы», наступающая вслед за переживанием отчаянья от потери совместной Души, которая теперь может вернуться в новую почву измененной в трансцендентном измерении.
Неразлучная пара Логоса и Эроса,  проходящая сквозь туман Бытия,  объединенная общими радостями и печалями, пониманием и непониманием, сакральным и профанным, вновь обретает контакт и интегрируется.  Каждый партнер получает мощный импульс к развитию,  поскольку интеграция в данном случае охватывает глубинное измерение психики и способствует движению к личной Самости.  Это продуктивный процесс обретения мужским сознательным Логосом бессознательного Эроса  (Анимы)  и обретения женским сознательным Эросом бессознательного Логоса  (Анимуса).  Символическая связь восстанавливается в индивидуальном пространстве каждого и актуализируется трансцендентная функция, обеспечивая связь Эго и Самости. 

Девятая стадия,  Возвращение Души –  стадия восстановления связи пары с их совместной Душой –  любовью.  Объединение в совместном мире Двоих происходит по всем существующим актуальным парам противоположностей:  небесного и хтонического в их жизни, интеграции тела в обретенную целостность одухотворенной совместной Души,  включения инстинктивного и низменного в целостность ткани трансцендирующего Бытия и пр.
Индивидуальная трансформация каждого ведет к возникновению общего измерения жизни Двоих, наполненного сакральным смыслом, обуславливающего дальнейшее Со-Бытие в горизонтальном и вертикальном времени Мира, вмещающем в себя все его разнообразие и противоречия. На этой стадии переживается боль и удовлетворенность от самораскрытия в Мире, а так же напряжение между двумя противоположными состояниями:  открытости к иному,  вечному и нетленному и «запертости» в тленном, в теле и линейном времени.

Десятая стадия, Hieros Gamos или священный брак –  стадия нового рождения, «двух в одном»,  стадия отмирания старого и нежизнеспособного и возрождения из тайного гермафродитного союза новой целостности, принятия различий и общего надличностного целого,  большего, чем простая сумма Двоих.  На этом этапе каждый пребывает в наивысшей точке своей идентичности, но это не означает конечность данного состояния. Вслед за ним начинается новый декадный цикл на новом уровне,  который может воплотиться как в нынешних,  так и в новых отношениях.

Без участия Другого,   как необходимой противоположности,  достраивающей часть до целого,  и Божественного Присутствия,  обусловливающего и благословляющего результат, развитие автономной психики невозможно.  Выбор партнера,  однако,  не всегда способствует развитию,  а иногда –  наоборот,  укреплению деструктивных защит и регрессу к архаичному состоянию, блокирующему контакт с Миром и Другими. Опыт подобных отношений неизбежен, и он помогает в зрелом возрасте отличать партнеров,  отношения с которыми нас развивают и приближают к Самости, от тех партнеров и отношений, которые нас оставляют в тупике.

Немногим семьям удается развиваться и развивать отношения,  и немногим удается пройти весь цикл,  не слетев с точки запредельного напряжения.  И часто за алхимическую реторту люди принимают институт брака и общую территорию –  квартиру,  дом и пр.  Существует иллюзия,  что как только двое будут помещены в резервуар совместного быта,  сразу начнут происходить волшебные превращения,  ведущие к счастью.  Но  «реторта»  находится не снаружи,  а внутри,  и если двое оказались рядом случайно или для того,  чтобы получить социальный статус и соответствовать стереотипам, то ничего, кроме разочарований, не произойдет. Похоже, что сегодня институт семьи может отчасти обеспечить выполнение социального заказа по производству новых членов общества,  но почти не может быть тем незамысловатым  «общим МЕСТОМ»,  где происходят чудеса архетипических трансформаций.