Коротко об алхимии

Алхимия - высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание «химической модели космического процесса». Алхимик создает в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. 

А. ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе. Исходит из представления о субстан­циальном единстве мира и универсальности перемен. Как в Европе, так и на Вос­токе алхимия составляла одну науку с астрологией и медициной. 
Это - форма аксиологического и праг­матического знания, пользующегося высоко символичной терминологией в сочетании с изомор­фной символичностью ал­химической операции, где металлы и минералы выс­тупают в роли знаков сил универсума. 
А. характеризу­ется структурным поли­морфизмом, включающим в себя аспекты онтологические, космологические, на­турфилософские, психотехнические и технологичес­кие. Алхимию воспринимают как путь к духовному совершенству. 

Усовершен­ствованием человека дос­тигают воздействия на процессы в микро- и в мак­рокосме. Алхимию харак­теризуют как стиль жизни и тип человеческого пове­дения. 

Различается внут­ренняя и внешняя алхи­мии: внутренняя - являет­ся формой внутреннего де­лания и направлена на достижение адептом про­светленного состояния че­рез одухотворение микро­космоса. Внешняя алхи­мия работает с очищением космологических сущнос­тей, скрытых под формой вещества. Полагая микро- и макрокосм изоморфны­ми, алхимия работает над принципом «совершенства совершенного космоса». 

В основе лежит древнее пред­ставление о первоматерии, являющей­ся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы. «Как все вещи вышли из Одного, вследствие размыш­ления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи» (Гермес Трисмегист). 

Алхимия - высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия работа­ет в системе четырех модусов первоматерии - перво­элементов греческой на­турфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхи­мии - всепроникающий эфир или металл в китайс­кой) в сочетании с тремя философским элементами: соли, серы и ртути. 
Ртутъ (Меркурий) - пассивное женское (инь) - представ­ляет первую очистку и яв­ляет собой чувство, вооб­ражение. 

Сера выступает как активное мужское на­чало (аналогия ян в китай­ской алхимии) - более тон­кая очистка: разум, интуи­ция. 

Первый агент представляет пассивный принцип, воплощаю­щуюся энергию, о которой большинство не имеет представления, но в которой содержатся возможности для духовного роста. Если соединение активного и пассивного принципов происходит в «печи» глубокой медитации, то обнаруживается невозможность овла­деть пассивным принци­пом через борьбу, в кото­рой активный принцип привык добиваться того, что он хочет. Это приводит к темной ночи души, о ко­торой говорят мистики, в ней пассивный и актив­ный принципы кажутся уничтоженными и человек оказывается полностью брошенным. Из этого от­чаяния возникает открове­ние о необходимости про­явления принципа любви, а не силы, и за этим следует объединение двух принципов: красного короля и белой королевы, чье потомство рождается из воды и духа.

Великое Делание, пли преображение - это кино­варь - алхимический андрогин, гармоническое со­четание мужского и женс­кого (инь и ян): «Тот, кому не удается «стать двумя в одном теле», станет двумя в одном духе» (де Оливье). Киноварь как форма со­единения серы и ртути (си­ноним эликсира бессмер­тия) является знаком по­стижения закона вечных превращений, знаком единства и гармонии кос­мических сил. Противопо­ложным такому знанию является состояние забве­ния. 

Алхимия также извест­на как взаимодействие энергии Кундалини - сим­вола женского аспекта, с высшей энергией, или мужским принципом. Че­рез понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро. Трансмута­ция металлов должна быть завершена получением философского камня - в виде металлического по­рошка, камня или эликси­ра жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, ка­мень, добываемый искате­лем, прежде всего обозна­чает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип. 

Алхимия была частью эзотерических традиций Египта, Греции, Малой Азии, Аравии, Индии, Тибета, Китая. Она складывалась на взаимовлияниях и встре­чах далеких и близких культур. По одним версиям она пришла в Европу из Индии и Тибета. По другим - из Египта, через эллинистическую Грецию и мусульманс­кий восток. Согласно греческим авторам, египтяне -искусные металлурги, были поглощены алхимической задачей получения серебра и золота из неблагородных металлов. Миф об Осирисе ассоциировался у них с ал­химическим процессом и поисками философского камня. Египетская традиция, перейдя в Европу через александрийские эллинистические источники, полу­чила наиболее полное выражение в трудах Гермеса Трисмегиста. Его «Изумрудная скрижаль» является важнейшим теоретическим текстом западной алхи­мии. 

Обе - практичес­кая и теоретическая - ал­химии широко пользова­лись символическим язы­ком, создав одновременно пояс защиты от притяза­ний со стороны непосвя­щенных. Задача облагора­живания неблагородных металлов и превращения низкой субстанции в высокую служила глубокой ана­логией и, как в Новом Завете, формулировалась как задача излечения немощного и больного человека и превращения его в «нового человека под новыми небе­сами». Хорошо отработанная система аналогий позво­лила алхимии до наших дней занимать одно из веду­щих мест в модусе символического мышления, став универсальным языком современной литературы, те­атра, мистицизма.